Эгоизм, расизм, фашизм, тоталитаризм? Спасибо, нет! Альтруизм!

Все ли психотерапевты в Москве успели посмотреть в кинотеатрах фильм «Облачный атлас»?

Фильм оставляет смутное чувство, что что-то не до конца сказано, что много линий соединяются и разбегаются. Сюжет отсылает к различным культурно-историческим образам и философским идеям.

Проведу линии вразнобой, как в сценарии фильма, а читатель сам соединит их в единую картину.

Работницы-фабрикантки, которые трудятся в закусочной, унифицированы до предела, стерты все личные различия, исключена любая личная жизнь, все существование подчинено выполнению рабочих функций. Похоже на локальный мир утопии, где все счастливы. Но потом выясняется, что это не более чем рабство и использование.

Фабрика, на которой из людей делают «энергомыло», отсылает нас к фашистским концлагерям. Умерщвленной женщине в белом протыкают ступни железными штырями, напоминая нам о распятом Христе. Вспоминаются также и слова Иисуса на тайной вечере: «Едите плоть мою и пьете кровь мою».

Подвиг Сун Ми, обреченный на провал, поднимает тему самопожертвования ради того, чтобы передать людям духовное учение о единстве и братстве, и также навевает мысли о христианстве.

«В один присест сильный слабого съест». Эта формула, высказываемая не раз по ходу фильма, воплощается буквально в некоторых сюжетных ходах. Капитализм, готовый убить слабых ради своей финансовой выгоды, один человек отравляет другого, чтобы завладеть золотом, один человек (или группа людей) эксплуатирует других (работников, рабов, в том числе сексуально использует), и в одной сюжетной линии это ничем не прикрытый каннибализм. То есть, варианты разные — а суть одна. Один жрет другого.

А вот способов, которыми каннибалы реализуют свое желание жрать людей, множество.

1. Сила. Кто сильнее, тот и прав. Физическое превосходство, лучшее вооружение. Агрессивность, открытое нападение, уничтожение, запугивание жертвы.

2. Обман. Замаскировать хищническое потребление и использование людей. Сказать одно, сделать другое. Правду искоренить на местах, то есть убить всех, кто обман раскрыл. И продолжать получать удовольствие.

3. Власть. Под предлогом поддержания порядка и заботы о гражданах, используя преимущество в силе и возможностях, оказывается реальным угнетение определенных групп людей. Особенно яростно нападает власть на тех, кто не желает подчиняться, восклицая: «Я не потерплю преступного нарушения моих прав!» Поскольку эти особи, вопиющие о якобы имеющихся у них правах, нарушают порядок и угрожают системе доминирования/подчинения.

4. Идеология. Внушить человечеству (ну или некому локальному социуму) идею о том, что одни представители этого социума находятся «наверху», а другие «внизу». Идея очень простая и легко находит отклик в человеческом сознании. Идеи неравенства вообще очень быстро распространяются и, вероятно, соответствуют очень глубоким слоям человеческой души. А дальше нужно определить роли. Кто будет представлять «высших» (то есть «мы»), и кто подойдет на позицию «низших» (то есть «они»). Это разделение на две группы дает право «высшим» (хищникам) жрать «низших» (жертв), не испытывая страха быть сожранными и не испытывая морального дискомфорта от использования себе подобных. То есть, конечно же, «совсем, совсем не подобных!!! Они — это не мы! Они — вообще не люди, недочеловеки, незачем к ним относится как к людям (нам)». «Низшие», соответственно, это кто-то, кто имеет какое-то отличие, какой-то особый признак, позволяющий его распознать и классифицировать. И этот признак определяет «сущность» индивидуума: женщина, негр, нечистокровный, гомосексуалист, еврей, абориген. То есть что-то, что дано свыше, при рождении, и не может быть изменено.

5. Стоит ли отдельным пунктом выделить религию? Наверно, все же стоит. Есть важные отличия от идеологии. Поскольку религия предполагает веру в некий Высший, Божественный закон, соответственно, порядок устанавливается как бы изнутри человеческой души, страх перед богом и перед дьяволом могут действовать независимо от внешних сил воздействия на индивидуума. Человек сам себе становится «стражником», и сам себя обрекает быть «узником». Возможно ли тогда, что борьба одной религии против другой имеет целью свободу человека, если каждая из противоборствующих систем религиозных верований претендует на позицию «высшей, единственно правильной» и насаждается все теми же способами?

Множество персонажей, судеб, историй сплетены в единую сеть

Идея метемпсихоза (переселения душ) в фильме помогает зрителям принять взаимосвязь людей между собой, людей прошлого и будущего, увидеть жизнь людей в более широком поле. Время для одного индивидуума весьма ограничено, как он его потратит? Будет ли он эгоистично преследовать свои мелкие личные выгоды, пренебрегая интересами окружающих людей? Или он сможет расширить свое сознание, вместив в него прошлое и будущее, и весь огромный окружающий его мир? Сможет ли человек осознать свою связь с жизнью других людей, сможет ли он осознавать последствия своих поступков для других и для мира?

История складывается из множества отдельных событий. Логика подсказывает, что один человек не имеет никакого влияния на то, что происходит в социуме. Стоит ли пытаться? Но именно каждый сам для себя решает, с чем он смиряется, а чем он не может смириться, даже если все его попытки изменить существующее положение дел кажутся обреченными на провал.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>