Отцы и дети: кто должен принести себя в жертву?

1422349838_d20426b39f

В этом году аннонсирован выход на большие экраны фильма «Прометей 2. Чужой: Завет». Это продолжение сюжетных линий, закрученных и оставленных без ответа в первом фильме «Прометей», приквеле к «Чужому».

Попробуем взглянуть на фильм «Прометей» с точки зрения психоанализа.

Тема, затронутая в фильме — отцы и дети (особенно дочери), в широком контексте: повседневно-реалистичном, мифологическом, духовном и фантастическом. Это и тема создателя и его созданий, будь то Бог, сотворивший человека, или Отец, создавший ребенка, или Человек, создавший живого робота, или Иные («Инженеры»), создавшие живое Нечто. Должен ли кто-то из этой пары стать священной жертвой ради другого?

Главная героиня фильма – женщина -ученый, дочь своего отца-антрополога.

В фильме всего 2 женских персонажа, наша главная героиня, Элизабет,  фанатично ищущая научную истину, и мисс Виккерс, холодная роботоподобная начальница, руководящая экспедицией.

Остальные персонажи – мужчины. И даже инопланетные существа «высшей расы» — все явно мужского пола.

Элизабет находит наскальную живопись, где изображена фигура высокого мужчины, указывающего на звезды  фигуры маленьких человечков, напоминающая нам, если абстрагироваться от непосредственного содержания фильма, отца и детей. Героиня отправляется в далекое и опасное путешествие, чтобы отыскать «того самого отца, создавшего ее». В путешествии она пребывает во сне, мы видим ее «сны» с реальными воспоминаниями детства. Но если пытаться понять внутренний мир героини, который раскрывает нам фильм своими выразительными художественными средствами, то надо поменять местами сны и реальность. Детство – то, что от реальности, летаргическое путешествие и последующие образы – сон.

Итак, мы заглядываем в психический мир Элизабет. Она тоскует по отцу, который так много значил для нее, который был ее единственным «создателем». Материнская фигура в сюжете отсутствует (Почему? Что случилось? Где она? Умерла? Бросила?). И героиня «рождена» от отца, вышла из его головы в блестящих доспехах, как Афина Паллада? В фильме есть еще одна женщина: мисс Виккерс, руководитель экспедиции, тоже «дочь своего отца». Она тоже тоскует по теплому, принимающему отцу, но он не таков, он холодный, эгоистичный, отвергающий, насмехающийся, он с большей симпатией относится к роботу, которого создал себе в услужение (послушный сын?). Обе эти женщины имеют проблемы с женственностью. Если мисс Виккерс откровенно производит впечатление робота, но только жесткого, жестокого к окружающим, то героиня-ученый хоть и эмоционально мягкая, живая, но имеет трудности в том, что касается женственности созидательной. На вопрос своего партнера о ребенке она отвечает: «Создать жизнь нелегко». Она явно не верит в свою способность зачать новую жизнь и родить ребенка. И вот разворачивается ее деторожденческий кошмар, все ее страхи оживают. Мужчина оказался носителем чего-то ужасного, и это непонятное и отвратительное нечто проникло в нее во время полового акта, оккупировало ее матку, стало неконтролируемо разрастаться, угрожая ее жизни. Ей сообщают о беременности. Она желает поскорее избавиться от чудовища, поселившегося в ее утробе. Она активизирует операцию в специальном аппарате. Но аппарат не предназначен для женщин, она должна выдать себя за мужчину. Мужчину, у которого «проникающее ранение». Чувствует ли она свое тело как «мужское», не предназначенное для вынашивания?

Эти жуткие сцены, где аппарат вырезает из ее нутра маленькое чудовище, для нее это спасение. Она бежит как можно дальше от своего «новорожденного» при помощи кесарева сечения. Она желает ему смерти, он пугает ее и его жизнь означает ее гибель. Итак, она освободилась от «нежеланной беременности», но на этом ее жуткие сны не заканчиваются.

Она должна теперь встретиться с отцом. Точнее, с Отцом: великой, непостижимой, таинственной, завораживающей и пугающей фигурой. Чего от него ждать? Он раскроет секрет бессмертия, объяснит смысл существования, укажет что делать, как жить и для чего? Хочет ли она этой встречи? Или она желает избежать ее? Робот дает нам подсказки. Он говорит: «все хотят смерти своих родителей». Героиня не осознает этого, ведь она так любит своего отца! Как можно желать смерти тому, кого так любишь, и кто создал тебя? Она спрашивает у робота: «Что будет, когда твой создатель умрет и некому будет тебя программировать?» А робот отвечает: «Я стану свободным». Героиня выросла под абсолютным влиянием отца, она не знает, что значит быть внутренне свободной от него, она не знает, хочет ли она этого освобождения, ведь пока она «выполняет планы своего отца», она чувствует себя «хорошей дочерью». Но, похоже, она зашла в тупик, следуя путем своего отца, живя мужской жизнью в мужском мире. Нечто новое не может произойти в ее жизни, что-то томит ее и мучает.

И вот, Элизабет встречается с Отцом. Это уже не реальный человек, не тот, кого она помнит по своим детским воспоминаниям. В ее сне перед ней вырастает огромная архетипическая фигура, наделенная божественно-демоническими качествами. Что же отвечает этот Праотец на вопросы своих «маленьких детей»? Он отвечает агрессией и безразличием. Он занят своими «взрослыми» делами. Он собирается уничтожить всех своих созданий, которых ранее создал с помощью приношения себя в жертву. Отцовская фигура в кошмарном сне нашей героини оказывается крайне негативной. Она подлежит уничтожению во имя спасения жизней (чьих жизней? Жизней детей? Или внуков?). И снова повторяется мотив самопожертвования во имя высшей цели, чтобы была спасена (создана, сохранена) чья-то жизнь, кто-то должен погибнуть. Корабль «Прометей» идет на таран, сбивая рогатый демонический корабль, начиненный смертоносным оружием. Героиня выживает (сновидец не может умереть во сне), праотец преследует ее, желая уничтожить. Но героиня все же избавляется от него, теперь, когда для нее очевидна враждебность и смертоносность этой отцовской фигуры. Она убивает его при помощи своего чудовищного новорожденного, который выжил, несмотря на все пожелания «сдохнуть» и теперь несет в себе только смерть.

Что же в конце? В сухом остатке? Элизабет кладет к себе в  сумку говорящую голову робота и отправляется на поиски объяснений к Отцу. А может, на поиски хорошего, любящего Отца, который дарит жизнь, а не несет смерть?


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>