Основные принципы детского психоанализа

Детская психотерапия в Москве

Закон нормального психического развития ребенка

состоит в том, что развитие идет по пути становления автономии ребенка, от первоначального и необходимого психического слияния с матерью к постепенному формированию чувства независимости и отдельности у ребенка. Это означает, что ребенок постепенно выходит из состояния психического единства с матерью, открывает для себя ее существование как отдельного человеческого существа, с которым возможно иметь отношения, затем обнаруживает для себя существование Другого человека, отличного от матери, (обычно в этой роли выступает отец ребенка), а также тот факт, что отношения существуют не только у него с каждым из этих людей, но и между матерью и отцом. В теории принято называть слияние с матерью на самом раннем этапе существования младенца симбиозом, отношения ребенка с матерью на том этапе, где пока исключен третий человек, диадными отношениями, а открытие третьего, отца, триангуляцией (поскольку получается такой треугольник: мать-дитя-отец), а отношения между тремя – триадными отношениями. Если на каком-то этапе своего раннего развития ребенок сталкивается со слишком серьезными препятствиями, которые не может преодолеть, то его развитие тормозится или движется обходными путями.

Базовые вопросы ребенка

Психическое развитие ребенка, его переход с одного этапа на другой, связано с попыткам получить ответы на важнейшие для него вопросы, касающиеся идентичности, чувства себя: откуда я появился на свет? кто я такой, от кого я произошел? что значит, что я мальчик или девочка и в чем отличие? Задача родителей создать обстановку доверия и искренности, в которой ребенок сможет получить необходимые ответы в нужное время.

Найти свое место в семье

Развитие связано с преодолением чувства первоначального иллюзорного всемогущества и интеграцией в сообщество людей, социум. Ребенку необходимо обнаружить существование различных, разноуровневых отношений в семье, открыть систему иерархии (по старшинству) и межпоколенческих различий. Если в семье перепутаны позиции взрослого и ребенка, нарушены связи поколений, нет четких границ, очерчивающих положение в семье каждого его члена, если в структуре семьи есть неадекватные сдвиги, то ребенку будет трудно понять свое место как в семье, так и в социуме.

Символизация желаний

Развитие идет по пути символизации желаний, высшей формой которой является осмысленная речь, направленная на самовыражение и установление эмоционального контакта с другими людьми. Не все чувства ребенок умеет выразить с помощью слов, но очень важно, чтобы он овладевал такой способностью.

Ограничения желания

Развитие связано с адекватным возрасту и полу ребенка ограничением его желаний со стороны взрослых. Таким образом, ребенок узнает о существовании реальности с ее ограничениями и о существовании реальных людей, которые имеют собственное отдельное бытие. Процесс установления границ для желаний ребенка сложный и постепенный и требует от взрослых чуткости, уважения, осознания истинных потребностей и возможностей ребенка в данный период его жизни, гибкости, твердости и последовательности.

Бессознательное

У каждого человека есть такая часть психики, неподвластная разумному осознанию, которая получила название «бессознательное». Она содержит в себе различные чувства, фантазии, забытые образы прошлого, импульсы и побуждения: короче говоря, вмещает много психического материала, временно или постоянно недоступного для того, чтобы направлять на него сознательное внимание. Несмотря на (или благодаря этому) неосознанность этой сферы психики, она способна оказывать влияние на поведение, поступки, взаимоотношения, развитие и даже судьбу человека. Узнать о ее существовании можно только косвенным образом.

История и внутренняя психическая реальность

Особенности личности взрослого человека во многом определяется тем, как проходило его развитие в детстве. Личная история складывается из всевозможных обстоятельств жизни и включает не только факты его биографии, но и то, какой внутренний отклик получили внешние события во внутреннем мире растущего ребенка. Взрослый в действительности не избавляется до конца от своего детства, он носит его в своей душе, осознанно или неосознанно.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>